PostHeaderIcon Коррекционная работа при отсутствии в речи звука ‘Ц’

произношениеПостановку звука ц можно начинать только при условии правильного произношения звуков с и т в свободной речи ребенка. Ц произносится в результате быстрого сочетания звуков Т+С = ТС.
Игровой прием (по звукоподражанию)

Поднесите палец ко рту — «Не шуми!» — тс-ц-ц, паровоз при остановке — тс-ц-ц. Поменяйтесь ролями с ребенком.
Второй способ

Попросите ребенка произносить то т, то с попеременно несколько раз, постепенно увеличивая темп произнесения (поезд набирает ход), пока ни начнет звучать звук ц. После этого покажите, как надо быстро произнести подряд эти два звука, чтобы получить ц. Если у ребенка получается вместо ц сочетание звуков: тэс или тыс, лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, мгновенно (можно хлопать в ладоши, показывая, каким быстрым должен быть звук). Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.
Третий способ
Подготовительные упражнения
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать его зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдернуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твердый звук т.
Упражнения для языка.

1. Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы). Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.
2. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние зубы. Спина языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отталкивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.

Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка (если вместо звука ц слышится глухой слог цэ или ца, значит рот слишком широко открыт).

Комментарии запрещены.