Учимся выговаривать Ж
Воспитание правильного произношения звука Ж
1. Положение органов артикуляции (языка, зубов, губ) точно такое же, как и для звука Ш: широкий кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат к нему. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык не слишком напряжён. Губы слегка вытянуты вперёд в виде рупора. Зубы сближены, но не сомкнуты. Нужно выдыхать воздух равномерно, посередине языка. На ладони, подносимой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
Разница в артикуляции только одна: звук Ш произносится тихо, без голоса, а звук Ж произносится звонко, включается голос.
2. Для того, чтобы перейти к звуку Ж, нужно расположить правильно органы артикуляции и произнести звук Ш, а затем, продолжая выдыхать, добавить голос и произнести звонко Ж. Взрослый произносит, а ребёнок повторяет за ним.
Если всё-таки звонкий Ж не получается, нужно вызвать вибрацию голосовых связок. для этого нужно кончиками пальцев слегка постучать по шейке ребёнка немного ниже подбородка.
3. Повторение звука: попросите ребёнка показать, как жужжит пчела, шмель, жук.
Закрепление звука Ж в открытых слогах. Звук произносится только твёрдо.
1. Закрепление в слогах: произносите с ребёнком слоги жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу, же-же-же, жи-жи-жи.
2. Произношение звука Ж в начале слова:
жаба — жёлудь — жетон
жало — жёлтый — живот
жалоба — жук — жилет
жарко — Женя — живой
жакет — жена — жуткий
3. Произношение в середине слова:
ежата — лужок — хожу — ножи
пижама — флажок — лежу — ежи
бежать — дружок — гляжу — покажи
лежать — пирожок — покажу — бежит
4. Произношение звука Ж в фразах:
У Жени ножик.
На Жоре пижама.
У ежа ежата.
Женя, дай мне ножик.
Мой дружок бежит на бережок.
Я живу на пятом этаже.
Дети не обижают животных.
5. Стихотворения:
Ель на ежика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
Ежи лежали, потом побежали, бежали-бежали, опять полежали.
Ты, жук, жужжи, ты, жук, кружи, а я полежу, на тебя погляжу.
Закрепление звука Ж в открытых слогах.
1. Произношение звука Ж в закрытом слоге в словах:
важный — можно — нужно — лыжник
каждый — дождик — дружба — булыжник
бумажный — ножки — южный — нижний
багажный — ложки — одежда — книжный
вежливый — ближний
2. Фразы:
Дружно живёт детвора.
У Жени папа – художник.
Жора бережёт одежду.
Дождик лил уже дважды.
Я обхожу дождевые лужи.
У меня бумажный кораблик.
3. Стихи:
Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик, подожди.
Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
Я над речкою лежу, оба берега держу (Мост).
Тексты для проговаривания и пересказывания по вопросам.
Прочитайте ребёнку рассказ, попросите его повторять а вами каждое предложение. Затем задавайте вопросы по тексту, отвечая на которые, малыш будет использовать слова со звуком Ж.
Женя-рыбак
Женя любит ловить рыбу. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков. Это будет наживка. Женя терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре. Женя поймал две дюжины окуней. Приближается жара и Женя идёт домой.
Рыжик
Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Ему дали кличку Рыжик. Рыжуха жалела жеребёнка. Женя тоже жалел его. Ухаживал и помогал Рыжику. Женя водил Рыжика на лужок. Рыжик любил бегать по лужайке.
Развитие фонематического восприятия.
Развитый фонематический слух позволяет ребёнку легко и точно отличать звук Ж в слышимых и произносимых словах от любого другого. Этот навык играет существенную роль при обучении грамотному письму. Предложите ребёнку такие игры:
1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ж: ла, ма. ба, жа, жи, ны, лы. же, ко, ро, жо, лу, ву, ну, жу. жи, ра, жа.
2. Отложи фишку, когда услышишь звук Ж: баба, жаба, раба, жук, лук, журнал, бегемот, живот, ёлка, ёжик, дождик, друг, дружок.
3. Назови картинки (игрушки) и отложи те, в названиях которых есть звук Ж
4. Сколько слов со звуком Ж ты запомнил? Прочитайте ребёнку предложения и попросите назвать запомнившиеся слова со звуком Ж:
- Моржи лежат на льду. Под дубом много желудей. Вова – вежливый ребёнок. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Монтажники выполняют важную работу.
Превратите занятия с малышом в весёлую игру. Звуки Ш и Ж вполне возможно освоить с ребёнком самостоятельно. Занимайтесь с ним уже с 3,5-4х лет, чтобы к началу школьного обучения его произношение было совершенным.