PostHeaderIcon Формирование правильного произношения у детей 6-го года жизни.

произношениеНа шестом году жизни ребёнка продолжает совершенствоваться фонематический слух и развиваться голосовой аппарат.
Занятия с ребёнком ориентированы на закрепление навыка чёткого произношения всех звуков родной речи, на распознавание на слух таких групп звуков: с-з, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-ч, ч-щ, л-р.

Для того чтобы малыш без труда различал звуки в собственном произношении, ему можно предлагать называть изображённые на картинках предметы, в названии которых есть оба звука (например, с и з). При этом нужно попросить ребёнка произносить слова так, чтобы в них ясно слышались изучаемые звуки (ссслон – зззаяц). Упражняясь, таким образом, в чёткости произнесения трудных звуков, ребёнок одновременно укрепляет свой артикуляционный (речевой) аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года жизни ориентированы не только на закрепление и дифференциацию (различение) определённых пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия (умение слышать и различать определённые звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки чёткой дикции подбираются чистоговорки. Скороговорки, насыщенные звуками, которые требуют очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Можно предложить малышу отгадать их и определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках.

Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы не только поупражнять ребёнка в чётком произнесении слов и фраз, но и на развитие голосового аппарата. С помощью этих упражнений формируется умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационной выразительностью.

В этом возрасте задания для малыша становятся более сложными, например, выделить из фраз или небольших стихотворений те слова, в которых есть заданный звук. Для различения звуков «з» и «ж» взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву», «Жук живёт в дупле большого дерева», — и предлагает ребёнку назвать слова, в которых есть звуки «з» и «ж».

Важная задача занятий с детками 6го года жизни – развитие умения слушать речь окружающих. Поэтому полезно давать малышу задания на устранение смысловых неточностей: «Это правда или нет?».

Иллюстрации в детских книжках – отличные материалы для речевых занятий с ребёнком. Особенно целесообразно использовать их для закрепления навыков фонематического (звукового) анализа. Например, взрослый просит малыша найти на картинке среди разных предметов те, в названии которых есть заданные звуки. В таких упражнениях ребёнок учится различать звуки на слух, чётко и ясно произносить их в словах, выделяя голосом.

При чтении стихов обращайте внимание малыша на интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания он может произносить стих весело, грустно или торжественно; быстро или медленно; громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений будет не только помогать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передавать текст выразительно, в нужном темпе.

Комментарии запрещены.