Как выявить недостатки произношения звуков
Многие родители дошкольников задаются вопросом о сроках естественного формирования правильного произношения, а также о критериях, с помощью которых можно определить недостатки речи и выявить вызвавшие их причины. Вот об этом и пойдёт речь в статье.
Неточное произношение у детей до 3-4 лет естественно, т.е. это физиологическое косноязычие. Но не позднее 5-6 лет ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Любые нарушения в этом возрасте уже считаются дефектами произношения. Зачастую причинами отставания являются отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная уздечка языка), а также недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти. Прежде, чем приступить к исправлению недочётов звукопроизношения, нужно выяснить, какие звуки ребёнок произносит неправильно и в чём выражается этот недостаток (искажение, пропуск, замена другим звуком). При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
Во время обследования не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки. Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.
Более детальное обследование можно провести с помощью картинок. Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).
Вот примерный перечень картинок для обследования произношения:
Звук «с» — собака, санки, абрикосы, капуста, автобус
Звук «сь» — 7 (семь), гуси, лось
Звук «з» — замок, зонтик, коза, ваза
Звук «зь» — зеркало, зебра, корзинка
Звук «ц» — цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц
Звук «ш» — шапка, шуба, шишка, карандаш
Звук «ж» — жук, ёжик, ножницы
Звук «ч» — чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка
Звук «щ» — щётка, ящик, плащ
Звук «л» — лампа, стол, белка, стул
Звук «ль» — лиса, телефон, соль
Звук «р» — рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор
Звук «рь» — редиска, огурец, грибы, пряник
Звук «й» — чайник, воробей, трамвай, скамейка
Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.
Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает. В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.
При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».