Постановка звуков «с», «з», «сь», «зь», «ц»
При произнесении звука «с» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «з» — с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать ее напряжение). Если язык у ребенка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами черенком чайной ложки. Можно также попросить ребенка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.
Если звуки «с» и «з» ребенок произносит как мягкие шипящие (санки — щянки, зубы — жюбы), то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий, когда язык легко занимает необходимое положение, пусть кончик языка ребенок заводит за зубы. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (са. со, су, за, зо, зу), затем обратных (ас. ос. ус, аз, оз, уз), в положении между гласными (аса, осо, усу, аза, озо, узу), в словах в начале слова — сад, сокол, сон. в конце — квас, нос, вкус, в середине — пауза, носок, весы. Речевой материал — стихи, песенки, сказки, рассказы — подбирайте так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого ребенок осваивает.
При постановке мягких «с» и «з» язык напряжен больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов.
Отработав звук «с», легко усвоить и «ц», если быстро и слитно произносить «т» и «с». Звук «ц» закрепляют сначала в обратных слогах (ац, оц, уц), а затем в прямых (ца, цо, цу).