Как проводится логопедическое занятие
Приведем несколько приемов работы:
1. анализ звучащего слова осуществляется по методике поэтапного формирования умственных действий с обязательным этапом материализации; например, количество звуков в слове определяем с опорой на цифровой ряд;
2. производим комплексный анализ слова: рисуем по точкам, по клеточкам, узнаем, анализируем, уточняем звуковую и буквенную структуру и значение, составляем предложение (вводим в контекст), находим аналог – записываем;
3. широко используем речемыслительный тренажер, когда слово узнается по фрагментам и находится в таблице среди других слов.
Работа над звуковым анализом начинается с развития слухового внимания, когда ребенок учится слушать обращенную к нему речь. Именно этот вид учебной деятельности, по мнению психологов, является «одним из основных видов специальной познавательной деятельности школьников».
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах. Количество учащихся в группе – от 4 до 6 человек. Необходимость такой формы проведения занятий обусловлена тем, что учащиеся подбираются по сходству речевых нарушений и возрастной принадлежности, а также тем, чтобы коррекционный процесс в максимальной степени способствовал устранению имеющихся дефектов. В маленьком коллективе трудности видны как на ладони; отсюда, появляется возможность учитывать индивидуальные особенности каждого. Обязательным условием является выполнение заданий по силам. Возникает ощущение партнерства, когда каждый может почувствовать себя способным выполнить предложенную ему работу. Здесь очень важно сделать акцент на положительных моментах в процессе анализа и оценки результатов. Как правило, оценка только положительная.
За время занятий каждый учащийся получает возможность высказаться по тем или иным вопросам, выразить свое отношение к тому, чем он занимается.
Поскольку в занятиях участвуют дети, которые, как правило, испытывают трудности обучения и в классе зачастую чувствуют себя неуверенно на фоне более сильных учеников, то можно надеяться на то, что в них пробуждается вера в себя.
Важно создать благоприятный эмоциональный фон, способствующий развитию учебной мотивации. Этому служит поступательное развитие учебных навыков и умений, когда ребенок опирается на уже отработанные и упроченные процессы. У него возникает настроенность на успех. Этот настрой можно подкреплять, если давать задания избирательно.
Уже то, что ребенок должен заниматься своей речью, является важным моментом становления его как личности. Это – не занятия по интересам, а довольно сложный, трудоемкий процесс поступательного движения от простого к сложному. Сначала создается основа для формирования навыка, затем – по ступенькам – к конечной цели. Ребенок порой не замечает трудностей, потому что движение вперед осуществляется только тогда, когда созданы условия для этого. Он начинает осознавать себя как объект исследования, он учится анализировать, рефлексировать, добиваться цели. Процесс развития речи идет в одном ряду с развитием таких умений, как планирование предстоящей деятельности, принятие учебной задачи, выделение главного, определение путей и средств достижения цели, формирование самоконтроля.
Таким образом, развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировке на «зону ближайшего развития».