Звук [Л]
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Звук [Л] относится к сонорным согласным, по особенностям произношения стоящим между согласными и гласными. В отличие от гласных, в образовании которых участвует голос, а воздушная струя не встречает преграды в ротовой полости, согласные звуки характеризуются шумом, образующимся в месте преграды. Соноры, в состав которых наряду со звуком [Л] входят звуки [Л'], [Р], [Р'], [М], [М'], [Н], [Н'], [Й]-( j), состоят из голоса и слабо выраженного шума.
По способу образования звук [Л] является смычно-проходным, т.е. образуется в результате полного смыкания в одном месте и одновременного прохождения воздуха в другом месте ротовой полости.
Правильная артикуляция звука заключается в следующем:
губы в положении легкого оскала;
зубы видны;
кончик языка упирается в альвеолы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, давая проход выдыхаемой струе воздуха; корень языка приподнят;
мягкое небо поднято и закрывает проход в нос;
голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Работа языка при произнесении звука [Л] достаточно сложна и требует хорошо развитой артикуляционной моторики. В противном случае формирование правильного произношения звука может запаздывать и длительное время отсутствовать в речи.
Если кончик языка с трудом удерживается в положении за верхними зубами, его функцию берут на себя губы: вытягиваясь вперед, они воспроизводят звук, заменяющий [Л]. В речи это может проявляться такими особенностями произношения, как ?уампа? или ?вампа? вместо «лампа». Такой вариант неправильного произношения звука [Л] является наиболее распространенным. Довольно часто встречается и смягченное произнесение [Л], требующее длительной коррекционной работы за счет трудности устранения палатализации – подъема средней части языка к твердому нёбу.
Как бы там ни было, одним из основных приемов вызывания звука [Л] при его отсутствии в речи или в случае искажения и замены является выработка так называемого межзубного произношения.
Овладению межзубным произношением звука [Л] должна предшествовать подготовительная работа, направленная на развитие необходимых артикуляционных движений: вытягивание губ вперед (оскал, трубочка), выдвигание распластанного языка вперед, прикусывание его посередине и т.д., словом, артикуляционная гимнастика.