Звук [Щ]
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Всегда мягкий, как и [Ч], глухой шипящий звук [Щ] напоминает шипение змейки, предупреждающей зевак о нечаянном совпадении их и ее пути, на котором с ней лучше не встречаться. А уж если встреча неминуема, надо надеяться на миролюбивый нрав …
По артикуляции звук [Щ] напоминает длительное мягкое произнесение звука [Ш], отличаясь от него тем, что кончик языка поднят не к передней части твердого неба, а к альвеолам (ниже, чем при [Ш]). При этом передняя часть слегка прогибается, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, тем самым обуславливая мягкость произнесения.
Звук [Щ] чаще всего заменяется мягким свистящим звуком – [С’], либо имеет боковое произношение, распространяющееся на другие шипящие и, как правило, свистящие звуки.
Для устранения недостатков произношения [Щ] можно воспользоваться уже известными приемами, отработанными в процессе овладения правильной артикуляцией звука [Ч], взяв в качестве помощника звук [С']. Во время произнесения слога С’И или АС’ с помощью шпателя слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад. Будет слышаться [Ш’].
Следует заметить, что подобное звучание вызывается и без подъема кончика языка. Если кончик языка находится за нижними зубами, следует, слегка прикасаясь шпателем, отодвинуть его в глубь рта.
Можно воспользоваться и звуком [Ч], если он произносится правильно: надо попросить малыша произносить звук [Ч] подольше, потянув его так, чтобы слышалось «шипенье змейки» — (Ч..Ч..Щ..Щ..). Полученный звук закрепляем в слогах, словах, чистоговорках и фразах.
После завершения автоматизации необходимо провести дифференциацию, предполагающую разграничение звука [Щ] с другими звуками, в частности, с теми, которыми этот звук заменялся в речи, и со звуками, близкими по артикуляции. В данном случае, это звуки [С'], [Ч], [Ш].
Для декламации маленького стихотворения о щенке четкое произношение звуков просто необходимо!