PostHeaderIcon Исправление дефектов речи

произношениеСерьезное отношение к занятиям художественным словом активно помогает закреплять верные технические речевые навыки. Углубленная творческая работа над литературным материалом дает возможность ощутить широту и яркость в звучании слов, почувствовать разницу между речью «острой» и «мягкой», «округлой», понять жизненную необходимость в совершенной, безупречной дикции.

??Меткое замечание К. С. Станиславского дает направление работе над техникой речи: «Изъяны дикции исправляются не в языке, а в воображении». Форма, в которую облекается слово в звучащей речи, зависит прежде всего от того, как осмыслено, «увидено» его содержание. Один и тот же текст может быть выражен в «мелкой», торопливой речи или прозвучать с полновесными гласными. В элементарном виде это осознается еще в самом начале обучения, когда на основе видений и действенных задач строится работа над пословицами и скороговорками. Но более полно эта закономерность раскрывается в работе над техникой речи на занятиях художественным словом.

Овладение эмоционально насыщенным, образным словом, глубоко вскрывающим мысль, постановка активной творческой задачи мобилизуют творческую природу исполнителя, стимулируют технику, подчиняют ее материалу и в то же время помогают зафиксировать найденные в тренировке умения и приемы. ??В учении о высшей нервной деятельности подчеркивается эта связь между конкретно-чувственным представлением и звучанием слова.

Известный психиатр П. В. Симонов говорил, что возникновение представлений мобилизует работу «исполнительных органов», и сигналы от этих органов по механизму обратных связей усиливают возбуждение центральной нервной системы, делают представление более ярким, точным, конкретным. Если человек мысленно представляет себе то, о чем говорит, то его словесное описание становится более полным и убедительным, приобретает особые интонационные оттенки. ??Взаимовлияние представления и словесного выражения — процесс сложный, опосредованный. Работая над литературным материалом, мы должны ощутить эту зависимость и научиться на ее основе преодолевать свойственные нам недостатки речи.

Остановимся на ряде примеров. Учащийся имел привычку говорить «мелко» и ровно: быстро проговаривая слова, плохо ощущая их широту и звучность. Полновесные, округлые гласные, четкие согласные ему были как будто «не нужны». Готовясь к юбилею А. С. Пушкина, он увлеченно работал над стихотворением А. В. Кольцова «Что, дремучий лес, призадумался …». Ощущение глубины образного сравнения Пушкина с могучим бором, передача живо ощутимой потери, литературные ассоциации, вызванные представлением об эпохе, об откликах России на смерть Пушкина, конкретность и глубина в осмыслении текста в целом — все это наполняло чтение большим внутренним содержанием. Исполнитель слышал напевный строй Кольцова, умел хорошо «держать» его, ощущал его внутренний ритм. И все-таки стихотворение не звучало: мешала небрежная по общей манере, вялая, усеченная речь.

??Учащийся стал искать пути к более выразительному звучанию слова. В этом ему помогли прежде всего видения. Чем объемнее, насыщеннее они становились, тем легче схватывалось слово. Вот бесконечный, потемневший, глухой бор, таинственная, строгая его неподвижность, безмолвие; ни солнечного луча, ни звука в бору, обычно наполненном жизнью, шелестом листьев, скрипом ветвей. Яркие представления нашли отклик в слове. Образ дремучего бора потребовал большей широты слова, насыщенности его звучания, стихотворная строка приобрела протяженность и округлость. Работа над этим стихотворением помогла и исправлению дефектов речи. ??Долгое время исполнитель не мог перевести в устойчивый навык уже найденный в упражнениях звук [Ш]. В его речи [Ш] излишне смягчался, наблюдалась ненужная старческая характерность, которую сам исполнитель недостаточно слышал; она не мешала ему быть понятым и казалась мелочью, не стоящей внимания. Но в этом мужественном и скорбном тексте студент вдруг почувствовал всю ее неуместность: «Шьто, дремучий лес, призадумался…» Излишне мягкое звучание звука [Ш] настолько не соответствовало внутреннему содержанию текста, что студент активно занялся преодолением этого недостатка. ??Подобная же ситуация явилась базой для развития широты речи в работе над басней «Волк на псарне». Псы — волкодавы, а не болонки на коврике; псари — опытные, ловкие охотники, а не растерявшиеся мужики,— по этому принципу нащупывались видения.

Такое укрупненное восприятие фактов, создание в своем изображении картины ожесточенной борьбы яростных и сильных противников помогло исполнителю овладеть широтой звучания слов, сделать речь четкой и выпуклой, адекватной видениям. ??Еще один пример. Студентка говорила четко, но бегло, на стянутых, укороченных гласных. Это создавало сухость речи, какую-то «злинку», сковывало интонационный диапазон, делало речь однообразной.

Навыки, приобретенные на занятиях техникой речи, плохо переводились в живую речь, тем более в момент большого эмоционального напряжения, самоотдачи в роли. «Воительница», а затем «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова очень увлекли девушку. Заразил совершенно новый для нее напевный, подчеркнуто бытовой строй лесковской речи, длинные, округлые периоды, неожиданность и резкость внутренних переходов, живописная яркость образов.

Процесс овладения материалом потребовал новых для исполнительницы речевых ходов, поисков более удобного, широкого дыхания, звукового разнообразия, чтобы выразительно передать эмоциональную насыщенность событий, яркость индивидуальных характеров. Когда фраза округла, спокойна, тщательно выписана, нужно передать ее внутреннюю сдержанность, строгость.

В диалоге важно раскрыть совсем разные, яркие характеры — здоровой, румяной кухарки, бойкого, самоуверенного Сергея и самой Катерины Львовны, мягкой, очень сдержанной, осторожно входящей в веселье прислуги и приказчиков ??Дальнейшая работа по овладению разной манерой речи проводилась в роли Перичолы в «Карете святых даров» П. Мериме. Девушка овладела цельностью фразы, ее стремительной легкостью, расширила диапазон звучания голоса. ??

Трудно поддаются исправлению и другие специфические дефекты речи, например манерность, излишняя бытовая характерность. В этом также помогает литературный материал, ставящий серьезные творческие задачи. Так, например, учащаяся с большим увлечением работала над отрывком из «Евгения Онегина» — эпизодом последней встречи Татьяны и Онегина.

Музыкальность пушкинского стиха, лиризм образа Татьяны хорошо ощущались ею. Но мешала манерная речь с очень «шумными» шипящими. Исполнительница знала, как надо говорить, но еще не закрепила навыки, приобретенные в процессе работы над техникой речи. Требовалась кропотливая работа по «шлифовке» речевых навыков.

Комментарии запрещены.