Причины возникновения функциональной дислалии:
* неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье)
* подражание плохо говорящим сверстникам
* двуязычие в семье
* педагогическая запущенность
* недоразвитие фонематического слуха
* недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
(неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
* снижение слуха
* отклонения в умственном развитии ребенка.
Выделяются несколько видов дислалии:
1. Сигматизм — нарушение произношения свистящих (с, с», з, з», ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм — нарушение призношения звуков р, р».
3.Ламбдацизм — нарушение произношения звуков л, л».
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм — звуков к и к»
гаммацизм — звуков г и г»
хитизм — звуков х и х»
йотацизм — звука й.
5. Дефекты озвончения — недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения — нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д»-д, п»-п, к»-к и т.д.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) — это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) — это полиморфная дислалия.
В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.
Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.