Могут ли помочь вашему ребенку занятия с логопедом?
Речь является инструментом общения. Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный психологический фон. Избегая общения, человек может замкнуться в себе, утратить социальные связи, измениться как личность.
К счастью, социум может предложить человеку не только различные способы преодоления имеющихся проблем, но и оказать квалифицированную помощь.
Мы знаем, что воспитание и обучение играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Это положение было выдвинуто известным советским ученым Львом Семеновичем Выготским и было подтверждено исследованиями нейрофизиологов.
Было установлено, что для более быстрого становления центральной нервной системы необходимо интенсивное поступление разнообразной информации в кору головного мозга в соответствии с возрастом и психо-физическим состоянием ребенка. Информация, поступающая в мозг, должна быть усвоена и переработана в нормальном режиме функционирования нервной системы, не вызывая перегрузки и связанных с нею сбоев.
Речевое развитие ребенка строится на основе коммуникации и проходит несколько этапов.
До появления речи как таковой, когда ребенку недоступно понимание речи окружающих, складываются те условия, которые в дальнейшем должны обеспечить овладение речью.
На этапе возникновения речи ребенок научается понимать простейшие высказывания взрослых и осваивает произнесение первых слов.
По мере развития навыков речевого общения ребенок овладевает разными способами его реализации.
В тесном единстве с коммуникативной функцией формируется и обобщающая функция речи, направленная на усвоение поступающей через общение информации. Являясь орудием мышления, слово позволяет не только закрепить конкретный образ, но и учит абстрагированию. (Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.)
Речь служит и средством регуляции высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, являющихся основой чувственного отражения действительности в сознании, включающим в себя понимание и осмысление ее на основе предшествующего опыта.
При нормальном психическом развитии ребенка регулирующая функция речи начинает проявлять себя к концу дошкольного периода. Ее формирование позволяет проявиться способности ребенка подчинять свою деятельность речевой инструкции взрослого.
В условиях недостаточного развития речевой системы нарушается проявление всех функций речи.