PostHeaderIcon Если ребенок не умеет говорить звуки С — СЬ

произношениеУрок начинается с выполнения дыхательного упражнения. Предложите ребенку улыбнуться, показать зубки (они сближены, но не сомкнуты), кончик языка прижать к нижним зубам, а ладошку поднести к губам. Теперь спойте песенку водички с-с-с. Когда мы поем эту песенку, получается холодный ветерок, который ощущает ладошка. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему пустой пузырек, объяснив, что он не простой, а волшебный, и если в него правильно подуть, он запоет вместе с язычком с-с-с-с. Назавтра можете спросить: «Как выходит воздух из шарика?» — (с-с-с). Можно сдувать ватные шарики, самолетики и другие фигурки из папиросной бумаги. Если ребенок очень любит воду, налейте ему ее в таз и положите туда мелкие плавающие игрушки, чтобы ребенок дул на них. Устройте соревнование, кто дальше сдует игрушку, вы или малыш. Придумывайте, что угодно, главное — научить малыша длительному выдоху. Если звук все равно не получается, попросите ребенка растянуть губы в улыбку, высунуть распластанный язык и подуть на его кончик.

Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук [с], соединяйте его с другими гласными звуками. Вначале произносите вы, затем повторяет ребенок. Это называется методом отраженного произнесения звука в слогах, словах и т. д. Произнося слог, протяните звук с. Если ребенок знает буквы, вы можете класть перед ним слоги, если нет, просто сделайте из синего картона звук [с] и поставьте перед ребенком. Так вы заодно сможете выучить и буквы и слоги. Покажите ему букву и спросите, на что она похожа (на месяц, подкову, кусок бублика).

СА —СА —СА
СО —СО —СО
СУ —СУ — СУ
СЫ —СЫ —СЫ

Отработав слоги со звуком C так, чтобы они не вызывали трудностей, можно переходить к словам, с которых начинаются эти слоги.

сад
сам
сани
салат сом
сон
сок
соня сук
суп
сучок
сумка сын
сыр
сытый сырник

Придумывайте сами слова на этот звук, но проверяйте, знает ли ребенок их значение, а еще лучше, если малыш попробует сам придумать слова на звук [с]. Попросите ребенка объяснить разницу между словами «сук» и сучок». Подберите картинки, где есть слова, начинающиеся на звук [с], и произносите их. Поиграйте в игру: малыш называет первый слог, а вы заканчиваете слово:

СА….(ни)
СА…(лат)
СА … (молет) и т. д.

Потом поменяйтесь ролями и устройте соревнование, кто больше слов придумает и лучше их произнесет, конечно мама будет ошибаться, а малыш ее поправлять.
Научившись правильно произносить звук в начале слова, попросите ребенка произнести отраженно слоги:

АС — АС — АС
ОС — ОС — ОС
УС — УС — УС
ИС — ИС — ИС

Усвоив слоги, переходите к словам с обратными слогами:
бас
нас
квас нос
голос
колос уксус
кактус
фокус Борис
ирис
чибис

Для закрепления правильного произношения звука попросите ребенка придумать простые предложения со словами, где есть этот звук, наподобие этих.
На окне стоит кактус.
У нас есть сад, и т. д.

Придумайте слова, в которых первый или последний слог са (сани, сало, оса и т. д.).
Когда ребенок научится чисто произносить звук [с] в начале и в конце слова, переходите к слогам со стечением согласных:
СВА — СВО
СКА — СКО — СКУ
СМА — СМУ — СМЫ
СПА —СПО —СПУ
СТА — СТО — СТУ — СТЫ

Произносите отраженно слова с этими слогами:
свалка свора
сварить свобода
скамейка скоро скука
скакать сковорода скулить
смак смутить смычок
смазать смуглый смыть
спасибо спор спуск
спальня спорт спутник
стакан сто стул стыд
старик стол стужа стыть

Разберите слова: спать — проспать — выспаться, выясните что обозначает каждое из них. Ребенку будет понятнее, если, объяснения, вы сопроводите их поясняющими предложениями. (Пора спать. Пора вставать, а то ты проспишь завтрак. В субботу можно выспаться).
Попросите ребенка придумать слова или нарисовать картинки, в которых слышится звук [с].
Назовите ребенку 5-7 слов, содержащих звук [с], и попросите их повторить. Ваша задача, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.
сок — носок — песок — кусок — часок — лесок.

Чем отличаются эти слова? Какая часть в них похожа?
Ребята пили сладкий сок
Пе добавили и стал …(песок),
А но пришло — …(носок),
А если ку — читай …(кусок),
Со слогом ле
Прочтем … (лесок)
Туда пошли мы на … часок.

Чтобы ребенку было нагляднее, можно нарисовать следующую схему:

Чем отличаются слова?
сор — рос
нос — сон стол — стул стог — стон фикус — фокус
кость — гость
каска — маска
киска — миска

Загадайте ребенку загадки и внимательно послушайте, как он будет в ответе произносить звук [с].
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Красная девушка по небу ходит.
(Солнце)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Длинное хвостище.
рыжее волосище,
сама хитрище.
(Лиса)
Бел, как снег,
в чести у всех,
в рот попал —
там и пропал.
(Сахар)
Летом спят, а зимой бегут.
(Сани)
Я над речкою лежу,
Оба берега держу.
(Мост)

Прочтите ребенку следующие двустишия и предложите закончить.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую…
(Лису).
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не…
(Спит)
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не…
(Киска).

Для закрепления звука с выучите наизусть с ребенком чистоговорки. Чистоговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее, и только когда ребенок чисто произносит нужные звуки, произносятся в быстром темпе, т. е. темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения. Ребенок повторяет их отраженно и затем учит наизусть. Сначала вы произносите фразу без последнего слога, который договаривает ребенок, после этого он произносит всю фразу. Придумайте сами и попросите ребенка придумать подобные чистоговорки. Даже если они будут не совсем складные, ничего страшного.

Комментарии запрещены.