Звук [С]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Это двустишие Самуила Яковлевича Маршака из «Азбуки в стихах» отнесено к девятнадцатой по счету букве алфавита — С, которая, как известно, и символизирует на письме звук [С].
Словарь дает следующее определение звука: «Элементарная единица речи с присущими ей акустическими свойствами».
Акустические и артикуляционные свойства звука [С] проявляются в следующем: это глухой согласный щелевой, переднеязычный звук, входящий в группу свистящих звуков наряду со звуками [СЬ], [З], [ЗЬ] и [Ц].
Правильная артикуляция звука [С], на первый взгляд, довольно проста: губы в легкой улыбке, зубы на расстоянии 1,5 миллиметров, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, чуть приподнята к альвеолам; посередине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемая воздушная струя; боковые края прижаты к внутренней стороне верхних зубов. Голосовые связки раскрыты, и голос не образуется, поэтому звук глухой. Выдыхаемая воздушная струя холодная.
Однако простота эта обманчива, так как для произнесения звука [С] необходимо слаженное взаимодействие органов артикуляции. На правильность произнесения звука [С] оказывает влияние множество факторов. Прежде всего, это состояние подвижности кончика языка, иннервации, прикуса и физического слуха.
Звук [С] появляется на третьем году жизни ребенка. Однако не все дети одинаково овладевают правильным произношением. Звук [С] зачастую оказывается капризным, и формирование его правильной артикуляции затрудняется. Для овладения правильным произношением, прежде всего, следует прибегнуть к так называемому вызыванию звука. С этой целью следует продемонстрировать ребенку правильную артикуляцию, т.е. показать ( лучше перед зеркалом, когда ребенок и взрослый могут контролировать работу органов артикуляции) правильное положение губ и языка во время произнесения звука. Если удается вызвать правильный звук, следует закрепить его изолированное произношение, затем добавить гласные звуки – а, ы, э, образовав открытый, или прямой, слог, и поупражняться в произнесении слогов. Следующими этапами закрепления правильного произношения, или автоматизации, являются произнесение слов различной слоговой структуры, построение фраз и связного высказывания, содержащих максимально возможное количество слов с данным звуком.