PostHeaderIcon Причины нарушения произношения

произношениеК причинам возникновения нарушений произношения звуков при наличии нормального слуха и интеллекта можно отнести следующие:
- слабость мышц артикуляционного аппарата;
- избирательное нарушение фонематического слуха;
- неблагоприятное речевое окружение.

Остановимся подробней на каждом из данных условий.

Усвоение произносительной системы языка является сложным процессом, в ходе которого ребенок учится воспринимать звучащую речь, чтобы затем воспроизвести ее. Произношение звуков, как одна из главных составляющих речевой системы, формируется в процессе общения.

Звуки речи усваиваются ребенком постепенно в течение нескольких лет после рождения. Процесс формирования правильного произношения, осуществляемый сложными системами мозга и речевым аппаратом, регулируется центральной нервной системой. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает произносительными нормами. Для этого должна быть отработана система взаимодействия «центра», расположенного в коре головного мозга, и «периферии», которую составляют органы речи. Обмен сигналами, осуществляемый под контролем слуха, позволяет сформировать правильные звуковые образы. Для их реализации нужен развитый артикуляционный аппарат, обладающий специфическим речевым умением произвольно принимать позиции, необходимые для произношения звуков. Принято считать, что до 5 лет при нормальном развитии всей психической сферы ребенок должен овладеть нормами произношения звуков родного языка.

Фонематический слух вырабатывается у ребенка в процессе развития речи и осуществляет операции различения и узнавания фонем. Фонемой (в лингвистике) называют минимальную единицу звукового строя языка, служащую для различения смысла слов и реализующуюся — в зависимости от местоположения — в разных своих вариантах.
Вместе с фонетическим слухом, который, по словам известного русского лингвиста Н.И.Жинкина, осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов», фонематический слух входит в понятие речевого слуха. Речевой слух принимает и оценивает чужую речь и контролирует собственную.
Формируясь по подражанию в процессе общения, произносительная сторона речи болезненно реагирует на несовершенство социума, в который включен ребенок. Поэтому любые ограничения общения с ребенком, подражание неправильной речи окружающих его людей, использование в общении образцов несовершенной детской речи – «сюсюканье», могут привести к задержке формирования правильного произношения.

Комментарии запрещены.