Произношение
1. Воспроизведение звуков речи; выговор.
2. Манера говорить, произносить слова.
3. Звуковая система какого-либо языка.
Звукопроизношение является одним из компонентов речевой системы человека наряду с лексическим и грамматическим строем. Речь считается полноценно сформированной при достаточном для возраста словарном запасе, умении грамматически правильно строить речевое высказывание, употребляя в правильной форме связанные по смыслу слова, и при соответствующем нормам языка произношении звуков.
Формируясь постепенно, звукопроизношение на определенном этапе развития психики ребенка оказывается несовершенным, не соответствующим произносительным нормам. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Внимание родителей к процессу овладения правильным произношением является залогом успешного усвоения произносительных норм.
Однако в силу тех или иных причин поступательность процесса усвоения звуков может нарушаться. В этом случае необходимо коррекционное воздействие с целью создания условий, способствующих формированию правильного звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения являются одним из самых частых проявлений речевой патологии ( патология — болезненное отклонение от норм жизнедеятельности организма.) и выражаются в резком несоответствии возрастным нормам и в стабильности употребления неправильных произносительных форм.
Дефекты произношения могут входить в картину самых разных нарушений речи и, зачастую, помогают их распознаванию. Фонетический дефект является одним из симптомов таких сложных нарушений речи, как ринолалия, дизартрия, алалия и афазия.
Самым распространенным среди нарушений произносительной стороны речи можно назвать дислалию- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Эти нарушения проявляются в искажениях произнесения звуков, заменах одних звуков другими, в смешении и пропусках звуков.
Коррекционная работа (коррекция — исправление, поправка) при дислалии направлена на формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи и проводится поэтапно. Успешность этого процесса зависит от правильности выбора методов воздействия и от координации усилий логопеда и родителей. Более того, участие родителей в процессе воспитания правильной речи может во многом определить не только сроки, но степень участия специалиста.