PostHeaderIcon Варианты артикулярных (речевых) гимнастик.

произношениеНа начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой, или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить её надо эмоционально, в игровой форме.

Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

* рассказ о предстоящем упражнении;
* показ упражнения;
* выполнение упражнения детьми перед зеркалом:
* проверка правильности выполнения, указания на ошибки;
* выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

I. Упражнения для языка:
«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт .Передний и боковые края широкого языка подняты, но не каса-ются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд, и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

II.. Упражнения для губ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажаются. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и ниж-ние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» – «ХОБОТОК».

III. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «С», «С,.», «З», «З,», «Ц»:

«Загнать мяч в ворота».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч».
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно «Ф», сдуть ватку на противоположный края стола.

«Почистим зубы».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«ФОКУС». Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

Комментарии запрещены.