Ознакомление с понятиями «слово» и «звук»
1. Игра «Подскажи словечко»:
Поскорее наливай мне в стакан горячий … чай
Михаил играл в футбол и забил в ворота … гол
Бегать быстро я могу, я по улице … бегу
У себя в саду Андрейка поливал цветы из… лейки
Эта игра становится более занимательной, если в ней принимает участие любимая игрушка ребёнка. Игрушка просит ребёнка подсказать недостающее слово.
2. Игра «Звук потерялся»
Читая слово, взрослый намеренно недоговаривает последний звук и просит ребёнка найти и добавить потерянный звук.
У меня пропал носок, утащил его щено…к
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчё…л
Где обедал, воробей? В зоопарке у звере…й
Не будильник, а разбудит, запоёт – проснутся люди,
на головке гребешок, это Петя-петушо…к
3. Словарные упражнения
Назови по-разному одну и ту же игрушку (мишка, мишутка, медвежонок, зверь, косолапка)
Подбери много слов о том, что делает кошка (лакает, мяукает, царапается, играет, спит, мурлыкает), а также о том, что делают щенок, ветер, солнце и т.д.
Какими словами можно сказать, какое солнышко? (Ясное, жёлтое, яркое, горячее, весёлое, ласковое).
Как двигаются животные (бегают, прыгают, скачут, лазят), птицы (летают, парят, взлетают, подпрыгивают).
На что похож ежик? (на шарик, мячик, колобок, клубок, щётку)
4. «Подбери похожее слово»
Взрослый даёт ребёнку образец: жук-лук, и предлагает подобрать сходные по звучанию слова к таким: мак (рак), дом (ком, сом), ложка (ножка), зайка (майка, чайка) и т.д. Обратите внимание ребёнка на то, что эти слова похожи, но всё-таки отличаются одним звуком и выделите эти звуки голосом.
5. «Слово длинное и короткое»
Объясните малышу, что есть слова, в которых мало звуков, поэтому они произносятся быстро: ус, он, ах, уж, рак. Предложите ребёнку придумать такие слова.
В длинном слове много звуков и оно произносится дольше: Чебурашка, Буратино, экскаватор, видеомагнитофон.
6. «Слово тихое и звонкое»
Скажи погромче слово «гром» — грохочет слово словно гром.
Скажи потише «шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат. (А. Барто)
Сравните с малышом звучание слов «гром, «грохочет» (звучит звонко) и «шесть», «шуршат», «мыши» (звучат тихо). Предложите ребёнку придумать звонкие и тихие слова.
7. «Какое слово задумано?»
Взрослый показывает малышу картинку и говорит: «Это …омашка». Ребёнок поправляет: «Ромашка», нажимая на звук «р». Взрослый удивляется: «Почему же у меня получилось …омашка?» Ребёнок должен понять, что взрослый пропускает звук «р». Эту игру можно повторить с другими картинками, начинающимися на разные звуки.
8. «Что же здесь не так?»
Взрослый читает стихи, намеренно пропуская отдельные звуки
Наша Таня, …ромко плачет, уронила в речку мячи…
Зайку …росила хозяйка, под дождё… остался …айка
Ребёнок должен услышать ошибку и попытаться определить, какого звука не хватает.