PostHeaderIcon Звуковая сторона слова в речевом развитии ребёнка

произношениеЗвучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это очень важно для будущего психического благополучия малыша. Мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Общение малыша с матерью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос мамы и других близких людей. В 1-2 месяца при появлении мамы, восприятии её голоса ребёнок радостно улыбается, перебирает ножками, издаёт гортанные звуки – гулит.

К 6ти месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребёнка формируется лепет. Это своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков (ба-ба-ба, да-да-да …). В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова: ма-ма, ба-ба, би-би. Но это ещё не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни.

Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, знание о назначении предметов, а также на понимании мимики и жестов взрослого, интонации речи. Если малышу сказать самые приятные слова сердитым голосом, он заплачет.

К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые упрощённые, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова: ляля, биби, коко и пр. Малыш не сможет сразу произносить слова взрослой речи. На протяжении дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства речи: темп, ритм, тембр, повышение и понижение голоса. Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослыми. Большое значение имеет целенаправленно организуемое взрослым ознакомление ребёнка со звуковой стороной слова: его звуковым и слоговым составом, ударением.

В процессе ознакомления с окружающим миром дети узнают, что каждый предмет обозначается названием (т.е. словом). Слово выступает перед ними, прежде всего со стороны смыслового значения. Но ребёнок ещё не осознаёт звуковой состав слова, потому что этот процесс довольно сложен. Одновременно нужно установить, какие именно звук слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество.

Необходимо дать ребёнку первоначальные представления о звучащем слове – единице языка, о его звуковой и слоговой структуре.

Ознакомление со звуковой стороной слова помогает осваивать правильное звукопроизношение. А также осознание звукового состава слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Комментарии запрещены.