Исправление недостатков произношения звуков Р (РЬ)
При правильном произношении звука р органы артикуляционного аппарата имеют следующее положение: рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести следующий гласный звук; передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам.
Остальная часть языка опущена. Под напором сильной воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта. Таким образом происходит вибрация кончика языка.
При мягком р передний край языка касается шеек верхних резцов, а спинка языка несколько приподнята.
Недостатки произношения звука р (рь) у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто.
Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука. В одних случаях ребенок может совсем не произносить этот звук («ыба» вместо рыба), в других — заменять его звуками, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук р (рь) заменяется звуком л (ль) или й («лука», «люка», «юка», вместо рука); реже — звуками ы, н, в, у, г (с призвуком х). Иногда звук р может заменяться звуком рь. Звук р (рь) произносится искаженно, когда вместо вибрации кончика языка вибрирует мягкое нёбо или только язычок мягкого нёба. На слух такое произношение приближается к нормальному. Иногда звук р (рь) может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка он образуется от дрожания губ.
При устранении недостатков произношения звука р сначала следует попытаться получить его путем подражания. В случае отсутствия или замены звука предложите ребенку вслед за вами изобразить рычание собаки (ррр), карканье вороны (каррр); шум мотора автомашины при его запуске (т-ттт-тррр).
Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас).
Однако вызвать звук только по подражанию у детей пяти-шести лет удается не всегда. В большинстве случаев постановке звука предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, воспитанию умения отличать правильный звук от неправильного.
Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, проведите с ним следующие упражнения:
* высовывать язык, а потом убирать его (сначала это упражнение выполняется медленно, затем в быстром темпе);
* высунуть язык и делать им движения налево и направо (как двигается маятник часов);
* высунуть язык и загнутый кончик языка поднимать кверху, а затем опускать вниз к подбородку;
* пощелкать языком (кончик языка присасывается к твердому нёбу, а затем опускается). При выполнении этого упражнения не допускайте, чтобы ребенок вместе с кончиком языка поднимал вверх нижнюю челюсть;
* кончик языка поднимать кверху и, удерживая его в таком положении, касаться альвеол.
Данные упражнения надо выполнять не более 5 мин 2 — 3 раза ежедневно. Переход к каждому предыдущему упражнению осуществляется только после четкого усвоения предыдущего.
Иногда отсутствие звука р бывает обусловлено слабостью выдоха и недостаточной вследствие этого вибрацией кончика языка. В таком случае проделайте с ребенком дыхательную гимнастику. Например, предложите ему дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Силу выдоха тренируют надувание шаров, резиновых игрушек, игры на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксафоне, свиреле, свистульке.
Если ребенок заменяет звук р звуком л или смешивает их в речи, следует потренировать его в различении данных звуков на слух.
После подготовительных упражнений можно переходить к вызову звука. Предложите ребенку при открытом рте и поднятом кончике языка вверх к альвеолам произносить звук д в постоянно ускоряющемся темпе: дддд…, затем нроизносить звук д в сочетании с гласными: ддд-ы, ддд-а, ддд-у, ддд-о. Произнесение звукосочетаний осуществляется на одном выдохе. Одновременно под кончиком языка производятся специальной лопаточкой или ручкой чайной ложки быстрые колебательные движения (в горизонтальном направлении). Кончик языка то смыкается с твердым нёбом, то отрывается. Таким образом достигается вибрация кончика языка. Когда ребенок с помощью взрослого станет произносить звук р достаточно четко, нужно добиваться от него самостоятельной артикуляции. Получив четкий звук, переходят к его закреплению в слогах, словах, фразах.