Исправление недостатков произношения звуков Л (ЛЬ)
При правильном произношении звука л губы принимают положение последующего гласного, передняя часть языка напряжена и касается верхних альвеол или верхних резцов, корневая часть языка приподнята, между верхними коренными зубами и боковыми краями языка имеется щель, через которую проходит воздушная струя.
При произнесении мягкого л передняя часть языка сильнее упирается в верхние альвеолы, чем при произнесении твердого л, средняя часть языка приподнята, корневая опущена.
Звуки л, ль произносятся при участии голоса.
Недостатки произношения звуков л, ль встречаются реже, чем дефекты произношения шипящих или звуков р, рь. Однако данные звуки также являются трудными. Дефекты произношения их могут выражаться в следующем: звук полностью опускается: «ошадь» вместо лошадь, «ента» вместо лента; заменяется звуками у, й, нечетким в: «вожка» вместо ложка, «стуй» вместо стул; звук л заменяется звуком ль: «столь» вместо стол, звуки л, ль произносятся межзубно, язык при этом распластан и лежит между верхними и нижними резцами.
Прежде всего попытайтесь вызвать у ребенка звук по подражанию. Покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык и губы при правильном произнесении звука л (ль), затем попросите произнести звук л протяжно («гудит пароход»). Если таким способом вызвать звук не удастся, предложите ребенку проделать ряд упражнении, направленных на подготовку артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия.
Для выработки правильного произношения звука л (ль) необходимо укрепить и развить подвижность кончика языка, губ. Для этого проделайте с ребенком следующие упражнения (обязательно добейтесь четкого их выполнения):
* движение губ трубочкой, с растягиванием их как бы в улыбке (добейтесь умения удерживать губы в улыбке некоторое время);
* при открытом рте и высунутом языке наружу поднимать кончик языка вверх (при этом нижняя губа не должна принимать участия в движении, нижняя челюсть остается неподвижной);
* поднимать кончик языка кверху и «чистить» им верхние резцы то с внутренней, то с наружной стороны (кончик языка резко ударяется о зубы);
* делать лакательные движения кончиком языка, облизывая при этом верхнюю губу;
* с широко открытым ртом производить быстрые движения кончиком языка, касаясь при этом верхних зубов и верхней губы (при «подключении» голоса слышится звукосочетание бл).
Если ребенок заменяет звук л другим звуком (например, ль, р) или смешивает его в речи (например, со звуком р), необходимо сначала научить его различать эти звуки на слух: выделять из группы слогов, слов только те слоги и слова, которые имеют звук л.
После таких подготовительных упражнений можно перейти к вызыванию звука. Исходными для вызывания звука л могут служить звуки ы, а, у. Например, при разомкнутых губах широко распластанный кончик языка прикусывают резцами (передними зубами), произнося при этом звук ы (ыыы…), в результате получается межзубный звук л (проследите за тем, чтобы губы ребенка не смыкались с языком). Затем предложите ребенку, постоянно удерживая кончик языка между зубами, произносить этот звук то при сомкнутых, то при разомкнутых зубах с добавлением гласного звука (ыыы-а).
Когда таким образом будет достигнута четкость произношения звука л, язык постепенно убирается за верхние резцы. Нормальное произношение звука закрепляется, затем он вводится в речь. При замене звука л звуком в необходимо проследить, чтобы в процессе выполнения ребенком вышеописанного упражнения губы не принимали участия в произнесении звука. Для этого надо вначале придерживать движение губ с помощью пальцев. Затем, используя вышеуказанный прием, можно переходить к вызыванию звука.
Дефекты мягкого л встречаются реже. Постановка этого звука осуществляется после постановки и закрепления твердого л. При вызывании ль необходимо следить, чтобы язык ребенка был более напряженным, а передняя часть языка сильнее упиралась в верхние резцы.