PostHeaderIcon Исправление недостатков произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ

произношениеПри правильном произношении звуков ш, ж рот полуоткрыт, губы слегка округлены и вытянуты вперед трубочкой, между зубами — небольшая щель. Широкий кончик языка поднят кверху, но не касается твердого нёба. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой проходит сильная воздушная струя. На тыльной стороне руки при поднесении ее ко рту можно ощутить выход теплой струи воздуха.

Звук ш в отличие от звука ж произносится без участия голоса.

Звуки ч и щ — сложные звуки. Звук ч произносится как тъшъ, звук щ — как шыиъ.

При произнесении звука ч губы и зубы принимают такое же положение, как при ш, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, касается его, а затем, быстро опускаясь вниз, образует щель. Язык напряжен, воздушная струя выходит толчкообразно.

Положение органов речи при произнесении звука щ мало чем отличается от положения органов речи при произнесении звука ш: губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним альвеолам и образует в этом месте щель. Воздушная струя проходит посередине языка. Корень и спинка языка приподняты (в отличие от звука ш). Спинка языка немного приближена к передним зубам. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Весь язык напряжен.

Звуки ч, щ произносятся без участия голоса.

Неправильное произношение шипящих звуков у детей дошкольного возраста наблюдается довольно часто. Чаще всего дефект выражается в замене этих звуков свистящими (ш — звуком с, ж — з, ч — ц, щ — съ) и реже — звуками ть, ф, в. Например, слова шапка, ежик, жаба, очки, клещи ребенок может произносить как «сапка», «езык», «заба» («ваба»), «оцки» («отьки»), «клесси». Шипящие звуки произносятся с высунутым между зубами кончиком языка. Иногда язык принимает неправильное положение. В этом случае произносимые звуки воспринимаются на слух как смягченные, приглушенные, недостаточно четкие.

Если шипящие звуки отсутствуют или заменяются другими, попытайтесь вызвать их у ребенка по подражанию. Сначала покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык, губы, зубы. Затем используйте звукоподражания, например, попросите малыша воспроизвести шелест листьев на деревьях или шипение змеи (шшш), жужжание жука (жжж), пыхтение паровоза (ччч), «пение» пили (щщщ). Если звук будет вызван, переходите к его закреплению, а затем и дифференциации с другими звуками. Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков направлены на развитие движений органов артикуляционного аппарата (в основном на выработку умения придавать нужное положение языку) и фонематического восприятия.

Для выработки движений органов артикуляционного аппарата проведите следующие упражнения:

* при сомкнутых зубах, слегка округлив губы, вытянуть их вперед, стараясь удержать их в таком положении как можно дольше;
* высунуть широкий кончик языка и поднять его кверху (если ребенок не может сделать язык лопаточкой, предложите ему, высунув язык, произнести звукосочетание пя-пя-пя);
* высунуть язык, поднять широкий кончик его кверху (язык принимает форму чашечки) и облизывать верхнюю губу (при этом язык двигается сверху вниз);
* поднять широкий кончик языка кверху (не касаясь им твердого нёба), придать языку форму чашечки; при слегка округленных и вытянутых губах (язык при этом принимает форму чашечки), равномерно выдувая воздух, произносить звук ш.

Одновременно с отработкой движений органов артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков. Например, взрослые произносят слоговой ряд (ша, ва, са, жа, ша, ча, са, ша, ща, са, за, ша, за, ша, на, са), а ребенок поднимает руку, услышав слог с заданным звуком. Далее аналогичное упражнение можно провести на словарном материале.

Исправление звуков ч, щ осуществляется после освоения звуков ш, ж.

Вызвать звук ч можно, предложив ребенку многократно произносить на одном выдохе звуки ть и шь. В случае неудачи попросите малыша несколько раз подряд произнести слоги ать, отъ (уть), одновременно нажимая пальцами на углы рта и слегка выдвигая губы вперед. При этом вместо слога ать должно получиться ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч.

Если ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, научить его верно воспроизводить звук щ не представит особого труда. Предложите малышу произносить длительный смягченный ш (шыиьшь) или мягкий с, поднимая при произнесении с кончик языка к верхним альвеолам чайной ложечкой, до получения чистого звука щ. После вызова звука следует переходить к его закреплению.

Комментарии запрещены.