Подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
* формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
* формирование направленной воздушной струи;
* развитие мелкой моторики рук;
* развитие фонематического слуха;
* отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, так как от их выполнения во многом зависит постановка звука.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения. С помощью Ваших наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность сделать свои первые “открытия”, вызовет интерес к упражнениям.
Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)
Примите в этой работе активное участие, попробуйте тоже выполнить упражнения, и Вы убедитесь, что это нелегкая работа, одерживайте победы вместе!
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Еще одним из видов работы является развитие фонематического слуха (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками). Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.